Зверинецкие пещеры

Найти достоверную и полную информацию по пещерам оказалось достаточно сложно. В интернете пишут разное, где-то - крайне скупо, где-то - явную ересь и слухи, источники друг другу противоречат, а единственная подробная книга И.М.Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость» издана лишь единожды. В 1914 году. Даже названия подземных улиц в разных источниках - разные. В результате всё, изложенное ниже - в основном компиляция из разных электронных и устных источников, сверенная с биографиями участников событий, хронологией и здравым смыслом. Значительная часть информации взята с очень хорошего сайта самого Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

История открытия и исследования Зверинецких пещер.

В XIX веке киевской местности Зверинец жила благочестивая женщина Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром в 1888 году она услышала низкий гул и увидела радугу - её основание упиралось в свежий провал грунта, открывший хода пещер. Если искать рациональных объяснений, гул можно считать шумом обвала, а радугу - игрой света в потоке пара из ходов. Но к чему искать рациональных объяснений? Проникнув вниз со свечой, женщина и её сосед художник Дмитрий Зайченко увидели за полузасыпанной деревянной дверью расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью - погребённые в кельях, криптах и локулах, частью - разбросанные где кого застала смерть.

Конечно же, настоятель расположенного неподалёку Свято-Троицкого монастыря архимандрит Иона дал

Предметы монашеских погребений,
найденные при раскопках пещер
благословение на обследование пещер. На свет Божий стали появляться истлевшие остатки монашеских одежд, кожаные пояса, параманы, церковная утварь...

Однако, земля над пещерами принадлежала Артиллерийскому ведомству, ни в чём не заинтересованному, а денег у монастыря было мало. Ходы стояли открытыми, их охраняла полиция, а затем вход был засыпан - вероятно, по решению военных.

Феодосию же стали посещать сны, голоса во сне говорили ей: "Накорми нас..." Не умея истолковать увиденное, она весьма беспокоилась. Наконец, уже наяву явилась ей женщина с ребёнком на руках, и укоризненно сказала ей: "Что же ты нас не накормишь..." Однако, пока Феодосия бегала в погреб за глечиком с молоком, женщина пропала без следа. Феодосия бросилась в монастырь, чтобы заказать панихиду по умершим - как православная она поняла, что это и есть та пища, о которой её просили в видениях...

В 1910 году оползень вновь вскрыл пещеры в двух других местах, и местные жители их разграбили - в первый, но не последний раз. Дело дошло до того, что духовник монастыря, игумен Валентин, переселился ко входу в ходы в шалаш, чтобы охранять их - повторяя древнюю традицию пещерного жития.

Своего благодетеля пещеры дождались лишь в 1911 году - до этого как-то дело не складывалось. 22 октября 1911 года, на праздник Казанской иконы Божьей Матери, в храме игумен Валентин встретил князя Владимира Давыдовича Жевахова, глубоко религиозного человека крайне причудливой судьбы - взять хотя бы то, что Жеваховы - грузинский княжеский род. Организовать исследование забытой святыни в городе его детства было вполне в его силах - всё-таки он состоял старшим советником Киевского губернского правления, а буквально накануне описываемых событий, 11 сентября 1911 года на основе исследований его брата, Николая Жевахова, уже был канонизирован святитель Иоасаф, белгородский чудотворец. Мог ли князь предположить, что Зверинецкие пещеры сыграют ключевую роль во всей его последующей жизни? Ведь именно он построит церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в новообразованном Зверинецком скиту, именно в скиту он будет скрываться во время революции и Гражданской войны, именно там в 1924 году будет пострижен в монахи под именем Иоасафа, и лишь на три года переживёт очередное разорение пещер в 1934 году.

Князь выкупил землю и взял в городской управе открытый лист на раскопки пещер. В 1912 году под руководством члена Киевского товарищества охраны памятников старины и искусства О.Д Эртеля, уже раскапывавшего Китаевские пещеры, работы начались. Князь Жевахов наблюдал за ними и финансировал предприятие. За ходом работ внимательно следил и другой важный персонаж в истории пещер: Иван Михайлович Каманин. На основе тщательного анализа всех материалов раскопок в 1914 году он издал книгу, до сих пор остающуюся главным источником сведений о пещерах: «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость». Кстати, после смерти историка его тело было погребено в пещерах, в конце Алтарной улицы.

Практически сразу после открытия Зверинецкие пещеры стали местом паломничества. Поток людей, прослышавших об обнаружении неизвестного древнего монастыря даже мешал исследователям, доступ в ходы приходилось ограничивать. Вскоре у входа в пещеры была построена церковь, и поток паломников не прекращался до тридцатых годов. В 1933 году настоятель Зверинецкого скита, Архимандрит Филарет, был убит безбожниками. В 1934 году Зверинецкий скит был закрыт, а его храм - взорван.

Пещеры были вновь под корень разорены. Тогда в разгаре была антирелигиозная кампания и вышел даже специальный закон о борьбе с мощами. Всё было: сдавали кости в утильсырьё, кто-то бегал по улице, крутя над головой мешком, набитым главами... Земли скита вместе с пещерами были поделены между Ботаническим садом и частной застройкой. Во время фашистской оккупации в ходах прятались местные жители. После войны входы в пещеры потихоньку заплыли и были забыты. В 1960-х годах туда случайно проникли дети местного жителя, на участке которого были входы. Нелюбопытный обыватель засыпал их от греха подальше, скрыв пещеры ещё на 30 лет.

Зверинецкие пещеры простояли закрытыми до 1990-х, когда были вскрыты и вычинены обществом "Подземный Киев". Конечно, почин хороший и искренний, но мне кажется, что есть и другие методы крепления ненадёжных сводов, кроме сплошной обделки кирпичом - православный памятник добатыевского периода, подобных которому просто нет, превратился в три бетонных тоннеля. Слава Богу, что остались нетронутыми пещерная церковь и келии.

Что показали исследования.

Был найден целый пещерный монастырь, упоминаний о котором до сих пор не удалось обнаружить ни в каких исторических источниках (если только это не был Выдубицкий монастырь, известный по хроникам). Были раскопаны три галереи-улицы: Алтарная, Погребальная (Безымянных погребений) и Безымянная (Неисследованных погребений). Келии в начале Алтарной улицы и групповые крипты на улице Безымянных погребений были обшиты досками для защиты от обвалов. Стены и локулы дальней от входа половины Погребальной улицы облицованы кирпичом - над этой частью ходов некогда находился фундамент храма. Общая длина ходов составляет около 150 метров.

Вот как И.М Каманин в своей книге описывает характерную келию Зверинецких пещер:

"Затворнических ниш - келлии в Зверинецких пещерах все го семь; все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, где находится алтарь. Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посре

Панагия с изображением Божией Матери Зверинецкой из келии игумена Климента
дине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу - келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти - могилой. И действительно, в ровике таких ниш мы находим погребения, а в нише игумена Климента обнаружены, кроме того, икона Божией Матери, панагия и черепки от разбитого сосуда, что в совокупности свидетельствует о пребывании в нише игумена с целью, конечно, подвижничества. Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение..."

В пещерах оказалось до 98 погребений в 48 локулах (погребальных нишах) и до 25 тел по всем ходам, в том числе женские и детские - что перекликается с видениями Феодосии Матвиенко. Особенно большое количество беспорядочно лежащих скелетов оказалось в келии у засыпанного входа в начале Алтарной улицы (провал вскрыл пещеры в другом месте).

Все сведения о пещерах происходят из них самих. По левой стороне в конце Алтарной улицы подписана локула с погребением Феодора Калики, по правой стороне в её начале - келия Андроника Печерника. Также одна из локул была надписана именем Иоанна. Над жертвенником в храме вырезан в камне список восьми игуменов зверинецких: Леонтий (видимо, основатель обители), Маркиан, Михаил (впоследствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (впоследствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. Историк И.М.Каманин пишет, что игумен Леонтий и святитель Леонтий, епископ Ростовский, подвижник начала XI в. - скорее всего один и тот же человек. Тем более, что и два других игумена обители стали епископами епархий.

Пещеры служили местом отшельничества: в 1993 году мощи мучеников Зверинецких исследовались на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института, и было обнаружено, что кости всех скелетов несут на себе следы заболеваний, характерных для весьма длительного пребывания человека в сырости, холоде и темноте. Теми же исследованиями была подтверждена древность погребений: кости были датированы XI-XII веками.

Напротив входа в пещерный храм раскопками была вскрыта замурованная келия, и в погребении обнаружена панагия с изображением Божией Матери. Над келией - граффити, из которого следует, что погребён там игумен Климент. Погребение нетронуто, а по монастырскому Афонскому уставу его следовало вскрыть через три года, чтобы проверить состояние тела и решить, как с ним поступить - это ещё одно подтверждение того, что история монастыря монастыря прервалась внезапно и трагически. Девять игуменов с начала XI века - число, закономерно подводящее нас к 1240 году, году Батыева нашествия.

Вероятно, монахи и некоторое количество местных жителей скрылись от татар в пещерах - узкие ходы легко оборонять, и были просто замурованы нападавшими, не искавшими лишних трудностей. Возможно, завоеватели согнали людей в пещеру и замуровали там - так или иначе, люди умерли не от меча... Это вполне укладывается в образ действий Батыевского воинства по отношению к священникам: во время того же нашествия после захвата Рязани татаро-монголы, по словам летописца, "епископа и священнический чин огню предаша, во святой церкве пожегоша."

На настоящем моменте история пещер не заканчивается: на углу Погребальной улицы за десятиметровым мергелевым завалом труба-шпур вышла в пустоту, недоступную уже вот скоро 800 лет. Пройти и закрепить десять метров хода для служб, занимающихся Киевскими дренажными штольнями - задача тривиальная. Вопрос денег. Да что там, в конце-концов, это работа трём людям на четыре дня - и можно будет проникнуть за завал. Вопрос доброй воли... А всего георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов - это больше, чем Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые. Надеюсь, к новым ходам реставраторы будут более бережны.

Начало Алтарной улицы:

Первая келия по левой стороне:

Вторая келия по левой стороне:

Вход в пещерный храм в честь архангела Михаила:

Вход в пещерный храм в честь архангела Михаила. Вблизи:

Пещерный храм в честь архангела Михаила. Внутри:

Пещерный храм в честь архангела Михаила. Алтарная часть:

Граффити над келией Игумена Климента напротив храма:

Последняя келия по правой стороне:

Келия Андроника Печёрского:

Вид от конца Алтарной улицы к выходу: